Христианство и йога
Может ли быть йог христианином, православным? или отличия практики йоги от практики христианина, православного?
Не претендую на истину в последней инстанции, это просто рассуждения.
- Во первых, я буду говорить о йоге “по сути” (опять же в моем узком понимании). Я не беру факиров и фокусников, которые выдают себя за йогов, в расчет, не беру в расчет искателей мистических переживаний и наркоманов, а так же гимнастов и акробатов (хотя, последние вполне могут вместе с акробатикой и йогу “по сути” практиковать).
- Во вторых, “православных” четко определить у меня не получается. сложно среди обычных людей вычленить тех, кого можно назвать истинно православным, а кого – нет. Если человек соблюдает посты, ходит на службы, причащается, но молитвы его о том, что бы “дети не болели”, “сделка прошла удачно”, “повезло с выбором автомобиля”, или вообще “что бы его врагов Бог наказал”, то такого можно назвать православным “по-сути”? наверное – нет?
Давайте, сегодня Рассмотрим отношения к заповедям.
В христианстве, а в частности, в православии существуют заповеди:
- Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
- Не сотвори себе кумира …3.. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
- Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
- Почитай отца твоего и мать,..
- Не убий.
- Не прелюбодействуй.
- Не укради
- Не лжесвидетельствуй.
- Не пожелай ничего чужого.
Есть еще заповеди блаженства из Нового Завета, но про них вообще не говорят, почему то (правильнее сказать, что именно я не слышал о том, как соблюдать, или практиковать эти заповеди от батюшек в храмах, в выступлениях и в статьях, только “вскользь”).
А у йогов “по сути” есть принципы ямы и ниямы:
- Ахимса — ненасилие;
- Сатья — правдивость;
- Астея или астейя — неприсвоение, нежелание чужого;
- Брахмачарья — воздержание; контроль похоти и сохранение целомудрия, внутренняя собранность, нераспущенность;
- Апариграха — нестяжательство (неприятие даров), непривязанность. и
- Шауча – соблюдение внешней и внутренней чистоты;
- Сантоша – удовлетворенность; довольство тем, что есть.
- Тапас – самодисциплина, накопление внутренней энергии и направление ее к высшему;
- Свадхиайя – постоянное самообразование, самообучение; развитие ума, интеллекта;
- Ишвара Пранидхана – посвящение себя и своих дел Богу.
И так. Соблюдение заповедей христианином, не делает человека святым, но оно обязательно и это приближает его душу к Богу. Отмечу, исполнение заповедей христианских невозможно на 100%, можно лишь стараться их исполнять, ибо (согласно св. Писаниям) человек – существо слабое, и если не делом, то мыслью мы постоянно грешим.
И одно лишь соблюдение принципов ямы и ниямы это лишь первая ступень, база и фундамент йоги по сути. Святые отцы пишут, что соблюдение заповедей на 100% возможно лишь с Божией помощью. ибо “немощен человек” и не в состоянии всегда абсолютно соблюдать заповеди. нет нет, да и допустит гнев в себя, или похоть – а это уже нарушение заповедей “не убий и не прелюбодействуй”. Но и любой практик йоги знает, что невозможно полностью на 100% исполнять принципы ямы и ниямы. Важное отличие, на мой взгляд в том, что практик йоги именно ПРАКТИКУЕТ ямы и ниямы, а о практике заповедей говорить вообще как то странно. То есть йогический подход дает возможность человеку начать работу над своей душой, при чем, конкретную – отслеживать направление мыслей, поправлять эмоции и совершенствоваться в практике (!) благодарности Богу за все, что он дает (сантоша) в практике ненасилия и смирения (ахимса) в честности и особенно перед собой (сатья), в чистоте своих мыслей и чувств (шауча), в самодисциплине и постоянно искать опору на Высшем (Ишвара Пранидхана).
У христианина есть возможность исповеди, где он может проанализировать свои мысли и деяния и отречься от ошибок в соблюдении заповедей. Может, именно это отличие позволяет большинству людей, называющих себя православными, грешить постоянно? Я не говорю о монахах, живущих в монастырях и подвижниках в пещерах и затворах. Потому что последних вполне можно назвать йогами, практикующими высокие ступени йоги “по-сути”. (Читая жития святых, можно лишь догадываться, какие умственные, телесные и духовные практики они применяли. Например, о Серафим Саровский практикуя ненасилие, не позволял себе даже убивать мошек и комаров на своем лице, а в результате обрел дар общения с животными)
Конечно же, это не глубокий подробный сравнительный анализ христианства и йоги по сути, а лишь поверхностное изложение одной из мыслей. Но надо же с чего то начать)))