Ниямы — принципы внутреннего кодекса практика

Что такое настоящая йога?

Конечно же это не только «собака мордой вверх» и не только посещение модного йога центра. Йога — это образ мысли, образ жизни. Человек, который решил всерьез заниматься йогой, видит, как йога начинает менять его жизнь, выходя за рамки коврика и зала. Йога не ограничивается редкими пранаямами и виньясами (сурьянамаскар, например). У практика изменяется отношение ко всей жизни, меняется мировоззрение. И,главное, появляются внутренние принципы, которые дают ему основу для ежедневного выбора поступков, для контроля своих повседневных желаний, для энергии идти Путем йоги.

эка пада данда каундиниасана
эка пада данда каундиниасана

В сжатом виде эти принципы описаны в старинном труде «Йога сутры» Патанджали, называются они «Яма» и «Нияма» .

 Пять принципов «ям».

  • Ахимса —  непричинение насилия.
  • Сатья —  правдивость, или отказ от лжи.
  • Астея —  неприсвоение чужого.
  • Брахмачарья —  ограничение чувственных проявлений.
  • Апариграха —  нестяжательство.

И пять принципов»ниям».

  • Шаучья — внутренняя и внешняя чистота.
  • Сантоша — удовлетворенность.
  • Тапас — усердие в постижении цели.
  • Свадхъяя — познание.
  • Ишвара-пранидхана, посвящение своих действий и результатов Всевышнему.

Ямы регулируют отношение практика йоги к внешнему миру, а ниямы — к внутреннему миру, к самому себе.

 И вот на принципах ниямы, на таком «внутреннем кодексе йогина» я хочу остановиться поподробнее.

 Во-первых, если кто-то собирается идти путем саморазвития, самосовершенствования, то каждый из этих принципов должен соблюдаться в любом внутреннем действии человека.

Что бы мы не начали делать, мы:

1 — действуем в чистоте внешней и внутренней,

2 — внутренне принимаем все условия, в которых нам приходится действовать,

3 — действуем с упорством,

4 — в процессе действа мы продолжаем познать себя и свой Путь,

5 — не проявляем эгоизм, не присваиваем себе ни предыдущие результаты, ни те, которые хотим получить, а благодарим за них Высшее Сознание.

 Во-вторых, эти принципы являются и мотивацией к тому, чтобы продолжать свой Путь

 А в-третьих, это и способ не сойти с Пути, это те вехи, которые дают нам понять, правильно ли мы идем, в ту ли сторону.

 Все эти принципы глубоко связаны между собой. Невозможно нарушить что-то из принципов ниямы, или ямы, и при этом не нарушить остальные. А если вы будете «практиковать», совершенствуясь в соблюдении одного из принципов, то и другие ниямы вам придется соблюдать.

 К примеру, нарушая Сатью, позволяя себе лгать, вы не сможете соблюсти и Ахимсу, принцип ненасилия, ведь выполняя асану, вы легко сможете травмировать себя, так как не отличите Тапас — упорство от насилия над своим телом. И находясь в этом самообмане вы не сможете контролировать исполнение и остальных ям и ниям. Не соблюдая принцип чистоты Шауча, загрязняя свое тело и сознание, вам сложно будет соблюдать нормы Брахмачарьи и Ишвара-Пранидханы.  А не совершая практику Свадхьяя, без чтения священных текстов, у вас не будет вдохновения проявлять усердие в практике.

 Принципы ниямы иногда называют принципами чистоты.

  • А самый первый принцип ниямы так и называется «Шаучья». Внутренняя и внешняя чистота. Некоторые практики выделяютчетыре вида «чистоты»: два вида «внешней» и два — «внутренней».  Первый принцип —  это чистота нашего тела, нашего жилища, практиковать этот принцип довольно несложно, но при этом он очень эффективен. Многие замечали, что если убрать свое рабочее место, отсортировать инструменты, навести порядок, то и в мыслях тоже наступает покой, в порядок приходят чувства и эмоции. Если первый принцип касается наружной чистоты вашего тела и места вашего обитания, то второй принцип призывает содержать в чистоте ваши внутренние органы, а для этого требуется здраво относиться к тому, что поступает внутрь вашего тело с пищей, а также практиковать очистительные голодания и шаткармы. Следующий принцип чистоты о том, чем вы «питаете» свой ум, свою душу. То есть, практикующий йогу человек должен следить за тем, что «слышат его уши» и «видят его глаза». Мы живем в таком информационном поле, где много именно такой информации, которая в нас вызывает «низкие» мысли и эмоции, которые соответствуют чакрам, расположенным ниже анахаты, нашего сердечного центра. Сложно соблюдать этот вид чистоты, но еще сложнее соблюдать четвертый принцип Шаучьи — следить за чистотой внутри нашего ума, внутри нашего сердца. Для этого нужно уметь трансформировать менять наши «животные» желания и недостойные мысли. И научиться этому помогает соблюдение остальных Ниям — Сантоша, Тапас, Свадхъяя и Ишвара-пранидхана.
паривритта стамбхасана
паривритта стамбхасана
  •  Если вы заметили, что в вас появилась, к примеру, зависть и вы огорчены тем, что ваш знакомый смог достичь в личной жизни, в бизнесе, или в практике йоги большего, чем вы, то избавиться от таких неприятных чувств и мыслей вам поможет практика Сантоши. Когда вы практикуете Сантошу, вы принимаете мир, который вас окружает, вы принимаете себя. Вы чувствуете себя удовлетворенным и своим положением в мире и своим окружением. Вы не сравниваете свое материальное положение с достатком своих знакомых, вы радуетесь за них и благодарны Всевышнему, Судьбе, Богу за то, что уже есть у вас. Практика Сантоши — очень позитивная практика. Даже малое следование принципу Сантоши может полностью поменять вашу жизнь. Мы привыкли быть постоянно чем-то недовольными. Нам все время хочется и более просторной квартиры, и большей зарплаты, и лучшего здоровья, и более мудрых правителей страны, которые создают более совершенные, справедливые законы и лучше следят за их исполнением. А кто из нас не раздражался тем, что не может пока делать стойку на руках, как тот йог на картинке в инстаграмме? И тогда в нас начинает жить эмоция недовольства.  А это очень деструктивная, опасная эмоция. Ведь ваша душа начинает страдать, находясь в этом негативном эмоциональном поле, соблюдение всех остальных правил ям и ниям становится сложным, почти невозможным. Возрастающая зависть нарушает Астею, появляющееся раздражение нарушает Ахимсу, ум загрязняется «неблагими» мыслями и желаниями, нарушая Шаучью. А в этом состоянии сложно трудно думать о Служении и тем более изучать духовную литературу, практиковать Свадхьяю. Одним из способов преодоления этого пагубного состояния, является»практика благодарности».  Эмоция благодарности противоположна по своей сути эмоции недовольства, и если вы наполните себя благодарностью, то автоматически избавитесь от недовольства. Начните ценить то малое, что вам уже дано, будьте благодарны за каждую мелочь, и у вас приумножится то, за что вы благодарите. Ведь не даром говорят, что все, что вами не ценится, то будет у вас отнято.  Нам дана удивительная жизнь. Нам дано идеальное человеческое тело с руками и ногами.Мы умеем видеть, слышать, осязать. Остановитесь и осознайте, ведь это бесценный дар! У каждого из нас есть огромные возможности, чтобы реализовать себя. В каком бы положении мы ни находились, у нас всегда есть возможность за что-то благодарить судьбу, мир, людей и Всевышнего. Учитесь быть благодарным за каждый вдох. Осознайте ценность каждого глотка воды, каждого шага, каждого луча солнца. Практикуя пранаяму с задержками дыхания на коврике, попробуйте почувствовать этот великий Дар — возможность дышать. Практикуя асаны, осознайте радость каждого движения, Дар ощущать свое тело.
гарудасана
гарудасана
  • Следующая Нияма — Тапас. В одном из значений «Тапас» означает «огонь». Это огонь практики, огонь вдохновения, огонь упорства, с которым вы преодолеваете препятствия и принимаете Аскезу. Это самодисциплина, которая позволяет вам делать постоянный, ежедневный, ежеминутный выбор. Выбор в пользу светлого, но трудного Пути йоги. Каждый шаг к вершине дается с трудом, но с каждым шагом и раскрывается более полный и красивый вид. Принимая с благодарностью аскезу практики, вы огнем Тапаса «пережигаете» ваши животные страсти, которые тянут вас вниз, которые вас сбивают с Пути. У каждого бывают неудачи и случается так, что у нас опускаются руки и нам сложно найти силы продолжать практику. И в таких случаях, нам может помочь выполнение другого принципа Ниямы — Свадхьяя.
эка пада раджакапотасана
эка пада раджакапотасана
  • Свадхьяя — это буквально чтение священных тестов. Именно вдумчивое, осознанное изучение духовной литературы и может зажечь искру вдохновения в нас. Когда вы читаете наставления великих Учителей, то вы своим разумом поднимаетесь до уровня этого текста. И с высоты мудрости этих книг вам становится проще смотреть на проблемы и препятствия на вашем Пути. Люди, которые писали эти священные книги, они были близко к Всевышнему, и вы, читая их слова, получаете возможность на время встать рядом с ними.
парипурна бхуджангасана
парипурна бхуджангасана
  • Пятый принцип Ниямы — это Ишвара Пранидхана. Одно из значений термина «Пранидхана» — это «обретение прибежища», «Ишвара» = «Абсолют, Всевышний, Бог».  Практика этого принципа означает то, что мы начинаем искать опору в духовном, высшем начале. Обычно, нашими «прибежищами» нашими «опорными точками» являются объекты материального мира. То есть, мы чувствуем себя комфортно, надежно, если получаем стабильную зарплату, если есть крыша над головой, если рядом есть верный супруг/супруга и так далее. Но в материальном мире все преходяще, привязываясь к любому, самому надежному объекту материального мира мы рискуем потерять его. Есть только один надежный стержень, надежная опора и фундамент — это то, что находится за пределами материального мира, это Создатель, Высший Разум, Бог. Чтобы исполнять этот принцип Ниямы, многие практики рекомендуют практиковать посвящение своих плодов Всевышнему. Это означает, что все заслуги, которые вы получаете, практикуя йогу, занимаясь служением людям, вы не присваиваете себе, взращивая свою гордыню, а посвящаете их Всевышнему. Это означает то, что вы начинаете ясно понимать, что все действия вы совершаете за счет энергии, которая вам не принадлежит — вы лишь проводник этой энергии. Причем, проводник чистый, так как вы соблюдаете Шаучью, причем, вы честны перед собой, осознавая свои действия, и практикуете Сатью, действуете с Тапасом, но без насилия,  вы благодарны Всевышнему за все, что вам дает Бог и это ваша Сантоша, и вы черпаете вдохновение для этого, читая священные тексты, исполняя Свадхьяю.
обычная левитация :)
обычная левитация 🙂

Практикуйте йогу, оставайтесь на Пути. И помните, что, меняя себя, вы меняете мир.

по ссылке – видео демонстрация последовательности среднего уровня галавасана – маричиасана. смотрите, подписывайтесь и ставьте “лайк”

Автор публикации

не в сети 1 год

Inna R Рачковская

0

Инна /координатор мероприятий Школы Радости в Санкт Петербурге/

Комментарии: 0Публикации: 35Регистрация: 17-03-2021

Inna R Рачковская

Инна /координатор мероприятий Школы Радости в Санкт Петербурге/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Генерация пароля

Утренний чай c #mariony_rakita

Зарегистрироваться